Проблема разоружения

Боевые отравляющие вещества

Классификация. История создания. Проблема разоружения.

Проблема разоружения

Места хранения химического оружия

В настоящее время общественности известен перечень лишь части складов и баз хранения химического оружия: города Алитус (Литва), Бологое (Тверская область), Владивосток, Воронеж, Гомель, Гроховец (Владимирская область), Дзержинск (Нижегородская область), Елец (Липецкая область), Задонск (Липецкая область), Золотоноша (Украина), Иркутск, Камбарка (Удмуртия), Киров, Красноармейск (Волгоградская область), Красноярск, Кременчуг, Кривой Рог, Комсомольск, Санкт-Петербург, Липецк, Москва, Очаков (Украина), Саратов, Сызрань (Самарская область), Черкассы, Чита, Шиханы (Саратовская область), Юрга (Кемеровская область).

Существует несколько точек, чья географическая привязка не совсем ясна: Анушкин, Инженерная, Кировск, Красная Губа, Миловаховка, Никольск, Софиако и другие.

В настоящее время, по данным армии, в России имеются семь специализированных арсеналов, где химическое оружие хранится в значительных количествах. Кроме того следует учитывать и два склада, где химические боеприпасы не могут не быть, правда в менее серьезных объемах (Центральный военно-химический полигон в Шиханах и химическая площадка в г. Чапаевске).

Две из объявленных баз принадлежат химическим войскам – в г. Камбарке (Удмуртия) и в пос. Горном (Саратовская область). Две базы относятся к Главному ракетно-артиллерийскому управлению – в г. Щучье (Курганская область) и пос. Кизнер (Удмуртия). Остальные три базы принадлежат Военно-воздушным силам – в пос. Леонидовке (Пензенская область), в пос. Марадыковский (Кировская область), в г. Почеп (Брянская область). Данные хранилища химического оружия создавались в 1941 – 1950 гг. на базах хранения обычных боеприпасов.

•  Центральный военно-химический полигон Шиханы. На складах этого полигона хранится 3,4 тыс. т ирритантов (хлорацетофенон и газ CS ). Здесь же храниться 3,2 тыс. т адамсита. На ЦВХП проводилось уничтожение химического оружия методом открытого подрыва – зимой 1992 – 1993 и летом 1993.

•  Чапаевск (Самарская область). Химическая площадка, находящаяся примерно в 12 км от Чапаевска, функционирует с первых лет войны.

Начало запасам положили СОВ, эвакуированные из с. Селещино из под Рукополя (Полтавская область, Украина). Затем химплощадка стала получать на хранение химическое оружие, производившееся с начала войны, с завода в г. Чапаевске и, возможно, с других заводов значительная часть иприта, хранившегося в емкостях, была вывезена на уничтожение в первые послевоенные годы. Еще в начале 60-х гг. на ней хранился иприт в емкостях (1200 т ) и люизит в авиабомбах. Иприт был тогда же уничтожен на месте, а люизит отправлен на затопление. В настоящее время база, по-видимому, не имеет на хранении значительных количеств химического оружия.

•  Горный. База хранения ОВ в пос. Горном Саратовской области была создана в 1943 г . Запасы СОВ (люизита и иприт-люизитных смесей) образованы за счет эвакуированных из г. Чапаевска. После войны на базе хранилось и трофейное химическое оружие. В конце 50-х гг. на базе уничтожались иприт и люизит, часть химических боеприпасов была отправлена на затопление в Охотское море. База занимает площадь 498 га , глубина залегания грунтовых вод 5 – 10 метров , удаление от Волги – 75 км . В настоящее время на базе хранятся кожно-нарывные ОВ (иприт, люизит и смесь иприта с люизитом).

•  Камбарка. Хранилище в г. Камбарке было создано в октябре 1941 г . База занимает площадь 721 га . Здесь хранятся основные запасы люизита в емкостях объемом 50 куб. м (всего 6,4 тыс. т). Хранилище не оснащено системой автоматической сигнализации для определения паров ОВ в воздухе. Глубина залегания грунтовых вод под базой 1 – 5 м . Район базы расположен на стыке 3-х республик Удмуртии, Башкирии и Татарстана.

•  Кизнер. В арсенале химических артиллерийских боеприпасов в пос. Кизнер хранятся боеприпасы реактивной и ствольной артиллерии в снаряжении ФОВ. Здесь же складированы боеприпасы с люизитом (примерно 730 т). Арсенал не оснащен системой автоматической сигнализации для определения паров ФОВ и СОВ в воздухе. С пос. Кизнер связана авария, случившаяся в начале 1993 г . на железнодорожном перегоне недалеко от того места, где находится мощный склад хранения как химических, так и иных боеприпасов. Пос. Кизнер находится в нескольких км от границы с Вятскополянским районом.

•  Щучье (Курганская область.). В арсенале артиллерийских химических боеприпасов в г. Щучье хранятся боевые части ракет и боеприпасы реактивной и ствольной артиллерии в снаряжении ФОВ. Имеется также небольшое количество (5 т) фосгена в боеприпасах. На той же территории складировано обычное вооружение. Арсенал не оснащен системой автоматической сигнализации для определения ФОВ в воздухе.

•  Леонидовка (Пензенская область). Авиационной базе в пос. Леонидовке хранятся авиационные бомбы, блоки к универсальным контейнерам и выливные приборы в снаряжении ФОВ. База в очень малой степени укомплектована системой сигнализации для определения паров ФОВ в воздухе.

•  Марадыковский (Кировская область). На авиационной базе в пос. Марадыковский военный химический арсенал хранится с 1953 г ., в том числе – химические авиационные бомбы, блоки к универсальным контейнерам и выливные авиационные приборы в снаряжении ФОВ. Здесь же хранятся боеприпасы со смесью иприта с люизитом в количестве 4,3 т. Это одна из крупных баз хранения химического оружия (17% общих запасов страны находится здесь). База сравнительно хорошо укомплектована системой автоматической сигнализации паров ФОВ в воздухе. На базе проводилось уничтожение боеприпасов с ФОВ методом затопления в болоте. Перед затоплением их расстреливали из пулеметов. В настоящее время в непосредственной близости от базы функционирует уникальный завод по уничтожению химического оружия.

Экология химического оружия.

В некоторых, особенно армейских, кругах бытует мнение что после длительного пребывания в окружающей среде ОВ подвергаются саморазложению и, таким образом, могут стать неопасными.

Так ли это? Боевые характеристики, например, ФОВ сохраняются в окружающей среде сравнительно не долго:

•  Зарина в течение двух суток

•  Зомана в течение 6 недель

•  V -газа – до 16 недель.

А вот сохранение токсических свойств ОВ для гражданского населения и природы исчисляется десятками и сотнями лет.

В экологическом смысле опасно любое химическое оружие, в том числе закопанное и затопленное в любые годы, а также многие продукты уничтожения ОВ.

Зарин – самый простой в смысле самодеградации в природе проявляет себя через 20 лет. Зоман и V -газы как более устойчивые и менее летучие таят в себе еще большие неожиданности.

Очень опасен иприт, который является сильным химическим мутагеном, поражает наследственные гены, хромосомы. Одной молекулы иприта достаточно, чтобы вызвать мутацию, т. е. он имеет конечную мутагенную вероятность. Учеными-генетиками установлено, что иприт в наследственной линии может проявляться через 40 поколений, т. е. в течение почти 800 лет.

Свойства люизита аналогичны иприту, однако люизит – это мышьякорганическое вещество, так что экологически опасны не часть, а все продукты его трансформации в окружающей среде.

Безусловно, все эти вещества опасны при любых сроках хранения, т. к. нельзя сбрасывать со счетов образующиеся продукты после их уничтожения. При прямом сжигании иприта образуется не менее 15 (люизита – 11) веществ, причем некоторые из них канцерогенны. Процесс хлорирования иприта и люизита сопровождается образованием высокотоксичных продуктов окисления – диоксинов.

Вследствие разработок, производства мест хранение и уничтожение химического оружия в прошлом и настоящем имеют отношение к ОВ не менее 38 – 40 регионов нашей страны, а в них около 300 конкретных мест. Захоронение и затопление химического оружия, по данным Л. А. Фёдорова, могло производиться в 30 – 35 точках СССР. Помимо Удмуртии, Самарской и Саратовской областей, остальные территории не знают пока о своей беде. Особенно непросто с территориями, к которым тяготеют места прошлого затопления химического оружия в морях. К затоплениям химического оружия в Балтийском море имеют отношение Ленинградская и Калининградская области; в Белом и Баренцевом – Карелия, Архангельская и Мурманская области; в Охотском море – Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Хабаровский край; в Японском море – Приморский край.

Балтика – одно из самых первых захоронений химического оружия. По условиям хранения, коррозии контейнеров эти захоронения подходят к опасной черте. Дно Балтийского моря скоро может «сработать», это отмечают генерал армии Б. Е. Суриков и профессор К. Н. Борисов. Залповый выброс даже 10% затопленных ОВ достаточен для отравления и мутагенного действия на живые объекты больших территорий. Как сами отравляющие вещества, так и побочные их продукты опасны и токсичны. Они воспринимаются планктоном, рыбой, моллюсками и др. живыми существами моря и по замкнутому кругу с пищей попадают в организм человека. Массовый выброс ОВ может отравить всё Балтийское море.

Кроме того, за годы войны в Германии, Англии наработано большое количество боевых отравляющих веществ. 268 тыс. т (14 типов) ОВ эти страны затопили в морях. 5 – 7 лет или чуть более остаётся до того времени, как может произойти залповый выброс этих ОВ, и в первую очередь они попадут с водами в Балтийское, а затем в Северное моря.

 

Проблема ликвидации химического оружия.

Уничтожение химического оружия в нашей стране проводилось в различные годы. Первое, особенно мощное уничтожение отравляющих веществ, было проведено непосредственно после Второй Мировой войны, в 1946 – 1948 гг. В этот период Советская Армия избавлялась как от захваченного трофейного немецкого химического оружия, так и излишних запасов своих отравляющих веществ. Уничтожение химического оружия в то время производилось несколькими способами:

•  Затоплением в морях

•  Сжиганием в местах хранения в специальных печах и открытых котловинах

•  Подрывом химических артиллерийских снарядов и авиационных бомб на специально оборудованных подрывных площадках.

Все эти способы, безусловно, экологически опасны, и последствия такого «уничтожение» могут сказываться на протяжении длительного времени. В эти годы выведено из оборота примерно 60 – 65 тыс. т иприта и около 14 тыс. т люизита.

В обстановке глубочайшей тайны большие количества отравляющих веществ были затоплены, кроме того захоронение проводились на юге Казахстана (Арысь).

Вторая волна уничтожения химического оружия относиться к 1956 – 1962 гг., когда началось химическое перевооружение. Оно потребовало освобождения военно-химических складов и создание новых. Уничтожение иприта проводилось на военных базах в Камбарке и Чапаевске. На затопление северные моря и в Балтийское море было отправлено большое количество боеприпасов с люизитом из города Чапаевска, химических боеприпасов со склада в окрестностях Ленинграда, с базы в Леонидовке. Химические боеприпасы с базы в пос. Горном направлялись на затопление в охотское море и в северные моря.

Третий период уничтожения химического оружия относиться к 1985 – 1987 гг.

Уничтожение боевых отравляющих веществ предполагалось вести только на берегах Волги.

С 1986 года началось строительство крупного объекта по уничтожению отравляющих веществ в г. Чапаевске (Самарская область) мощностью 350 т ФОВ в год. В этот период армия производила масштабные перевозки с баз, где хранилось оружие, на 7 баз. Где в настоящее время хранится основной потенциал химического оружия. Одновременно шло сжигание иприта и смесей его с люизитом в г. Камбарке и пос. Горном, захоронения на Семипалатинском ядерном полигоне. Ликвидация отравляющих веществ осуществлялась:

•  Путём затопления химических боеприпасов и ёмкостей с ОВ в Балтийском, Белом, Баренцевом, Карском, Охотском и Японском морях, а также в малодоступных болотах Кировской, Томской и др. областей.

•  Закапывание отравляющих веществ

•  Сжигание отравляющих веществ в районах военно-химических баз хранения.

Планировалось всё наработанное химическое оружие уничтожить на вновь построенном заводе в 12 км от г. Чапаевска. Протесты населения остановили реализацию этой идеи.

В 1990 году общественными экологическими организациями в нашей стране был предложен подход, аналогичный американскому:

•  Никаких гигантских заводов по уничтожению химического оружия

•  Никаких перевозок боевых отравляющих веществ по стране

•  Уничтожение отравляющих веществ в местах их хранения

•  Никаких проектов без независимой экспертизы

•  Все этапы работы над проектами и строительством установок – под общественный контроль.

Несмотря на это, в 1992 году был подготовлен проект программы и вынесен на обсуждение ВС РФ, в основу которого заложены две идеи:

•  Детоксикация СОВ в местах их хранения – в г. Камбарке и в пос. Горном

•  Уничтожение ФОВ в первые годы только в Новочебоксарске (боеприпасы из г. Щучье и пос. Кизнер предполагалось свозить в Чувашию)

Однако и этот проект не был принят.

Выбор технологий уничтожения химического оружия.

В США в качестве основного принят одноступенчатый метод – прямое уничтожение путём сжигания при высокой температуре. От двухступенчатого метода там отказались ввиду того, что на весовую единицу ОВ получалось вшестеро больше органических трудноутилизируемых отходов.

В России до уничтожения всех запасов отравляющих веществ принята двухступенчатая технология – необратимое преобразование высокотоксичных отравляющих веществ с последующим уничтожением образующихся реакционных масс. В 1980 – 1987 гг. в армии был испытан передвижной комплекс уничтожения аварийных химических боеприпасов. В нём использовался метод детоксикации ( зарина, зомана с помощью моноэтаноламина, а Ви – газа с помощью смеси этиленгликоля и ортофосфорной кислоты) с последующим сжиганием образующихся реакционных масс.

Наиболее трудный вопрос – технологии уничтожения люизита из-за образования веществ с высоким уровнем экологической опасности (мышьяка и его соединений). Предполагалось образующийся мышьяк сплавлять серой (но на 1 т люизита получается 9 т отходов). Кроме данного метода предложены

•  Метод щелочного гидролиза люизита, сводящийся к нейтрализации люизита щёлочью с последующим электролизом полученных реакционных масс (этот метод непрост и взрывоопасен из-за образования легковоспламеняющихся продуктов)

•  Метод высокотемпературного окисления люизита (недостатки – сложность улавливания образующегося высокодисперсного аэрозоля оксида мышьяка, использование сложных композитных материалов и многое другое)

•  Метод восстановления люизита водородом до металлического мышьяка(метод небезопасен)

•  Метод хлорирования люизита (неполная конверсия люизита, трудность разделения смеси хлорсодержащих углеводородов, невозможность детоксикации тары, в которой хранился люизит, получение вязких кубовых остатков, содержащих следы люизита и многое другое).

Hosted by uCoz